К основному контенту

Актриса Елена Валюшкина: “Женщинам за 50 нечего делать в этой жизни”

Сиди на лавке, грызи семечки и никуда не лезь
8 декабря у актрисы Елены Валюшкиной — юбилей. Лет своих она не скрывает, напротив, использует на благо профессии. А познакомились мы когда-то в Женеве, где режиссер Елена Хазанова организовывала фестиваль российского кино, пригласила туда Елену Валюшкину и ее коллегу Юлию Сулес представить фильм «Горько-2».
В «Горько!» Елена попала за считаные дни до начала съемок. Пришла на пробы, спела песню «Натали», и режиссер Жора Крыжовников сказал, что если она так же бездарно споет в кадре, то будет очень хорошо. На следующий день Валюшкину утвердили на роль мамы невесты. Когда Елена появилась в сцене похорон в траурной шляпе а-ля Софи Лорен, режиссер произнес: «Убийство Версаче». Пригодилась! Шляпу 1940-х везла из США, прижимая в самолете к груди на протяжении 12 часов. И так постоянно какие-нибудь воротнички свозятся отовсюду в Москву. Когда-нибудь им найдется применение. Елена всегда в движении, всегда в пути.
— Вы как птица перелетаете из одной страны в другую, из города в город.
— Вот сейчас прилетела в Москву. Сегодня и завтра буду на съемках, а потом опять улечу. Я только что вернулась с гастролей по семи городам Израиля, где мы были со спектаклем «Дон Джованни».
— Все-таки вы счастливая. В театральный институт поступили сразу. Сыграли в фильме «Формула любви» у Марка Захарова, а потом он пригласил вас на работу в «Ленком». Но вы предпочли Театр им. Моссовета, где работали Раневская и Плятт. Но человеку, наверное, всегда чего-то не хватает?
— Если у тебя есть машина, то хочется личный самолет. Есть личный самолет, человек мечтает о летающем корабле. Иногда думаешь: «Эх, проработала в одном театре, а можно было погулять». Как любили повторять в советские годы: «Я ни о чем не жалею и хотел бы прожить еще такую же жизнь». Скучнее этого ничего нет. Конечно, хочется чего-нибудь новенького. А счастье — дело сиюминутное. Ты же не постоянно в нем пребываешь. Абсолютно счастливых людей, я думаю, и нет.
— Так почему же вы в одном театре проработали столько лет, никуда не сбежали?
— Раньше было не принято бегать. Это сейчас модно переходить из одного театра в другой, играть на нескольких сценах. И слава богу, что такое возможно. У меня были хорошая школа, мощные педагоги. Мы учились на курсе Виктора Ивановича Коршунова в Театральном училище им. Щепкина. Потом я пришла в театр, переиграла много ролей. А сейчас не то чтобы наелась театром, но стала очень избирательно ко всему подходить. Не везде хочу играть. У меня есть спектакль в Театре им. Моссовета «Не все коту масленица» по пьесе Островского, за который не стыдно. Я на него всех приглашаю. Скоро начинаю репетировать с Сергеем Юрским пьесу Вацетиса, которым он, собственно, и является. Это совершенно фантастическая история, и ее мог написать только Юрский. Он собрал группу единомышленников, в которую вхожу и я. От всего этого нахожусь в несколько ошалевшем и счастливом состоянии. Сейчас мне уже важнее качество, а не количество. Поступит интересное предложение со стороны — не откажусь. Уже не хочется ничего делать бесплатно. Время такое. Я — кормилица. У меня есть близкие, за которых я в ответе.
— Многие вспоминают вашу раннюю роль в фильме «Формула любви», а я — «Виноватых» по пьесе Арбузова.
— Это первый мой спектакль в Театре им. Моссовета. Он записан на пленку, и я недавно спустя тридцать лет его посмотрела. Скажу честно — была поражена своей работой. Это не просто роль актрисы, которая только что пришла в театр и органично сыграла. Нет! Я поставила себе «десятку».
— Правда ли, что вы собираетесь снимать короткометражку?
— Да, но не как режиссер, а как продюсер и автор идеи. В прошлом году мы с моей подругой — актрисой Маргаритой Шубиной, находясь в Израиле, сочинили эту историю и решили ее снять. Но она не на священную иерусалимскую тему, а о нас — тетеньках за 50. Мы только что отсняли израильскую часть, и теперь нам нужна зима в России. Ждем, когда появится снег. У нас задействована израильская звезда Евгения Додина, которая была когда-то актрисой Театра им. Маяковского, Александр Феклистов и молодой Марк Вдовин, который трудится в Театре на Малой Бронной и у нас в Театре им. Моссовета. Мы как раз вместе играем спектакль «Не все коту масленица».
Елена Валюшкина. Фото: instagram.com / elena_valushkina
— Так, может быть, вы полный метр снимете? Все-таки Маргарита Шубина уже дебютировала фильмом «И был день».
— Пока это короткометражка. У Маргариты было авторское кино, придуманное ею от начала до конца, в котором я тоже снималась. И мы не смели в него лезть, хотя что-то мне было не до конца там понятно. А теперь история наша, и это не авторское, не фестивальное кино, а зрительское.
— Что же представляют собой ваши женщины за 50?
— Это я и Маргарита. Наши героини — состоявшиеся, самодостаточные женщины со своими болячками и тараканами в голове, определенным отношением к мужчинам. Мы даже решили имена оставить, только поменялись ими. Рита будет Леной, а я буду Ритой. Если говорить про нашу с вами действительность, то женщинам за 50 у нас уже нечего делать в этой жизни. Их выбрасывают за борт. Все глянцевые журналы, кино, театр да вся жизнь принадлежат молодым. Как ни в одной другой стране, все сводится к тому, что если тебе пятьдесят, то сиди на лавке, грызи семечки и никуда не лезь. А когда приезжаешь в Израиль, США или Европу, то видишь другую картину. Люди и в 90 лет счастливо себя ощущают во всех сферах. У нас была совсем другая история. В советские времена считалось, что женщина после пятидесяти — уже и не женщина, а пенсионер. Да и теперь мало что изменилось. Вот мы и решили на эту тему немного поговорить — с юмором, горечью и досадой.
— Вы-то наверняка не чувствуете себя вычеркнутой из жизни?
— 8 декабря мне исполняется 55 лет. Иногда я получаю в социальных сетях злые и мерзкие сообщения: «Куда ты прешь? Чего тебе надо? Сиди и не рыпайся!». Сразу их удаляю, потому что человек я глубоко ранимый. Иногда звонят из журналов и говорят: «Мы хотим написать о вас статью, но, извините, на обложку поставить не сможем. Актрис в вашем возрасте редко там печатают. Все пути и дороги — молодым». Спрашиваю в ответ: «Почему так? Кто это решил? Почему вы думаете, что журнал с моим портретом будет хуже продаваться, чем с юной тусовщицей?». Еще и по этой причине мы с Маргаритой Шубиной решили снять кино.
«Я согласна сыграть любую роль — от лягушки до старушки»
— У вас в последнее время много своеобразных ролей — заведующая детдомом или домом престарелых, домработница. Почувствовали, что спрос изменился?
— Естественно, должен происходить слом. Я перешла на роли бабушек и мам, и это очень приятно. В 55 лет, по счастью, не играю Дездемону, Офелию и Джульетту, как это часто бывает в театре. Чем хороша наша профессия? Ты до 90 лет можешь плавно переходить от мам к бабушкам, а потом к сумасшедшим старушкам. Ты можешь существовать в актерской профессии до состояния «вперед ногами», и это поразительно. Меня не обижают возрастные роли. А директор дома престарелых — это же замечательно. Мне очень приятно работать с режиссером Марюсом Вайсбергом. Мы с ним нашли друг друга, и он не мыслит без меня своей работы. Сейчас у нас с ним картина «Ночная смена», где в сыновьях у меня Павел Деревянко, а в любовниках — одноклассник его героя. Здорово, когда есть работа и ты востребован. Я согласна сыграть любую роль — от лягушки до старушки, если она интересная.
— Как-то мы разговаривали с Юлией Сулес. Оказалось, что после ваших взрывных ролей в «Горько!» пошли на спад предложения. Режиссеры словно стали чего-то пугаться.
— Я тоже сидела после «Горько!» года два без работы. Мы с Юлей перезванивались, пытались посмотреть на ситуацию со стороны и ничего не понимали. Понятно, что молодые всегда будут востребованы на сто процентов, но постоянно приходят все новые люди и отправляют тех, кто вчера еще был молод, в отработанный материал. Наша профессия не пропорциональна таланту. Тут знак равенства ставить нельзя. Обилие работы не всегда связано с наличием таланта.
— Но у вас интенсивность бешеная. Может быть, приходится играть маленькие роли, но в следующем году выйдет едва ли не девять картин с вашим участием.
— Да, у меня сейчас с этим хорошо, много сериалов. Кто-то даже ждет, когда я освобожусь и смогу сняться в их проекте. Мне иногда пишут зрители о том, что не переключают телевизор, увидев меня на экране. Это же похвала. Значит, ты ассоциируешься с неким знаком качества. Такие признания вдохновляют. Я только что вернулась со съемок нового фильма Елены Хазановой. Главной роли для меня там не нашлось. Они отданы молодым актрисам — Паулине Андреевой, Саше Бортич, которая только что в «Я худею» сыграла мою дочь, Юле Александровой, которая в «Горько!» была моей дочкой. С Леной Хазановой мы познакомились лет 10 назад. Я снималась в ее фильме «Человек безвозвратный». Потом она сказала, что пишет на меня сценарий, и мы должны были его снимать в Швейцарии. Он назывался «Праздник». На главные роли планировались Евгений Миронов, Максим Суханов, Ингеборга Дапкунайте. Нашли деньги на фильм и замок в Швейцарии, но потом все у нас отобрали. Фильм не состоялся. А сейчас Лена мне позвонила и сказала: «Ты мне нужна. Это эпизод, но я хочу, чтобы ты украсила картину». И я согласилась ради подруги блеснуть. У меня было три съемочных дня и один из них в морге. Сегодня мы снимали в кафе на Покровском бульваре. Завтра еду на съемки деревенской комедии «Соседи» — очень интересный материал, с тонким юмором.
— А у Константина Худякова в «Хождении по мукам» вы так и не снялись?
— Нет. Я ему не приглянулась с самого начала. Мы поговорили, и все. Но по разговору трудно что-то понять, нужно всегда пробоваться.
— У вас ведь был сложный период, когда не было работы в кино. Осталось после этого чувство страха?
— Да, во мне это есть. Иногда говорят, что актер такой-то не разменивается по пустякам, соглашается только на значительные роли. Но позволить себе это может только молодой актер, у которого нет семьи, слепого отца и двоих детей, за которых ты в ответе. Я бы тоже могла сидеть и не размениваться, если бы у меня был тыл. Но так случилось, что я не приобрела ничего, откуда бы мне потихоньку капало. Моему сыну 20 лет, а дочери только что исполнилось 15. Я должна им обеспечить будущее, вложиться в них. Все сделаю для того, чтобы они получили образование. А заработать могу только в кино и театре. Хотя от каких-то ролей отказываюсь, чтобы не идти на сделки с совестью. Сейчас у меня нет ни одного проекта, куда бы я пошла только ради денег и не отвечала бы за результат.
В фильме «Горько-2».
— Вы очень искренний человек с простодушным отношением к миру. Это прекрасно и опасно. Вы открываете душу, а люди вокруг такие разные.
— Я действительно наивный и доверчивый человек, которого легко обмануть, использовать, увести в какую-то сторону, а потом бросить. Мне не хватает хитрости и изворотливости. Меня предают и бросают. Но ничего не поделаешь, такой характер. Я могла бы поменяться и меняюсь, стараюсь не очень открываться, о чем-то сожалею и все так же остаюсь открытой и доверчивой. Моя жизнь как айсберг, под водой столько всего. Я пережила очень много. Непросто мне. Все дается тяжело. Когда я кому-то на съемках в вагончике начинаю что-то рассказывать, люди хватаются за голову. Многие от такой жизни ушли на тот свет, спились или повесились. Но я каким-то образом держусь. Считаю, что только человек, который столько пережил, может создавать впечатление легкого существования. Это я уже в себе воспитала. Считаю, что чем больше ты отдаешь, тем больше получаешь. В последнее время, где бы я ни была, люди подходят и обнимают меня. Они так и говорят: «Нам хочется вас обнять». Даже в аэропорту, когда я куда-то лечу и прохожу досмотр, снимаю кроссовки… Это мощная ответная реакция. Когда играешь спектакль на семьсот человек и посылаешь в зал свою энергию, она к тебе возвращается в семисоткратном увеличении. Это дает силы дальше жить, творить и не умирать.
— Рукоделием продолжаете заниматься? Помню, как вы в Женеве ходили по блошиным рынкам, что-то находили там для своих работ.
— Сейчас у меня на это нет времени. Если понадобится кому-то подарок, то, конечно, сделаю. Я отовсюду что-то тащу. Не знаю, что определенно с этим буду делать, но в какой-то момент вытаскиваю свое добро и что-то из него создаю. Иногда хочу что-то на память привезти из какой-то страны или города, чтобы дома эта вещица напоминала о моей поездке. Натыкаюсь на нее взглядом и улыбаюсь. Из такой мелочовки и воспоминаний состоит вся моя жизнь. Я все умею, только с электричеством не дружу. Меня дважды сильно било током. А все остальное могу.
— Откуда такие способности? Я не про быт, а про умение создавать руками что-то художественное.
— Даже не знаю. Я окончила художественную школу, училась в музыкальной и танцевальной, ходила на курсы вязания. Чего только не делала. Моя мама была поваром-кондитером и почему-то всюду меня водила, отдавала в какие-то кружки. Наверное, во мне что-то и проросло. Бабушка была большой рукодельницей, еще и музыку подбирала на слух, не окончив музыкальной школы. На такой плодородной почве, видимо, все и растет. Естественно, я развиваю свои творческие способности, учусь, смотрю, подглядываю.
— Как кстати пришлась ваша шляпа в «Горько!»
— Но ее потом украли. Я оставила ее у костюмеров, чтобы они привезли в Москву. И когда им позвонила — услышала: «Прости! Она невероятным образом пропала». А шляпа была завидная. Если я ее в каком-то фильме увижу, то с головы сорву.
Светлана Хохрякова

Популярные сообщения из этого блога

Терміново! Щойно Стало Відомо. З Іриною Геращенко Сталася Біда

З Іриною Геращенко сталася біда, про це вона сам розповіла у себе на  сторінці  у Фейсбук. Подаємо мовою оригіналу: «Всесвіт вирішив, що я маю трохи пригальмувати. Зламала ногу. 11 років тому цю бідну ногу я зламала на лижах, а тут просто ожеледиця… Тепер вісім тижнів — милиці.» Нагадаємо, що 30 грудня вже минулого року Ірина Геращенко повідомила про таке: «Тим часом, Зеленський офіційно працевлаштував Машу в свій офіс. Це витікає з відповіді, яку ми отримали з ОП. Після грандіозного скандалу, що на всіх закритих нарадах Зеленського, в тому числі тих, де обговорюють питання обмеженого доступу і держтаємниці, операції «вагнерівців» і т.д., присутня Маша з Кварталу, яка на громадських засадах сидить в приймальні президента і отримує при цьому зарплату в Кварталі, Зеленський і його офіс, схоже, перелякалися. І забрехалися. В останній сесійний день року слуги відмовилися підтримати запит Європейська Солідарність на Зеленського з вимогою надати повну інформацію щодо посади Марії Левченко, д

В России требуют отстранить Путина из президентского кресла

В России требуют, чтобы депутаты Федерального Собрания РФ начали процедуру отстранения Владимира Путина от должности президента. С соответствующим требованием выступил российский общественный и политический деятель, президент Фонда “Перспектива” Леонид Гозман. Он сообщил об этом на своей странице в Facebook и подчеркнул, что народ имеет право использовать такой механизм устранения главы государства, хоть и понимает, что российские депутаты всё равно не будут свергать диктатора. “Я, Гозман Леонид Яковлевич, требую от депутатов Федерального Собрания РФ немедленно начать по предусмотренным Конституцией РФ процедурам процесс отстранения от должности президента РФ В.В.Путина. Понимаю, что они этого не сделают, хотя именно в этом их долг. А мой долг – требовать этого”, – подчеркнул Гозман. При этом он отметил, что не получал никакого вознаграждения за выдвижение такого требования от любых стран или организаций. “К вниманию органов: в этом тексте нет признаков дискредитации Вооруженных сил РФ

У Біблії знайшли пророцтво про кінець війни в Україні: Того, хто прийшов з півночі, віддалю від вас, і вижену в землю безводну і порожню

24 лютого росія вчинила безпрецедентний акт агресії проти Україну. Сотні безневинних жертв, зруйновані міста та інші звірства вчиняє російська армія. Однак Україна дала гідну відсіч, і ворогу приходиться не просто. Проте війна ще триває. Користувачі інтернет знайшли слова в Біблії, які дуже нагадують ситуацію в Україні. Це пророцтво з Книги пророка Йоіля розділ 2 вірші 20-21. Не бійтеся. І того, хто прийшов з півночі, віддалю від вас, і вижену в землю безводну і порожню, переднє полчище його — у море східне, а заднє — у море західне, і піде від нього сморід, і підніметься від нього смердота, оскільки він багато наробив зла. Не бійся, земле: радуйся і веселися, бо Господь великий, щоб зробити це!